Что такое капитализация?

Что такое капитализация.
Автор: Александр Мойсеенко / Опубликовано:11.03.2019 / Последнее обновление: 13.03.2019

Сложность и многообразие современной жизни заставляет человека расширять свой интеллектуальный багаж, узнавать новые понятия, чтобы использовать полученные знания для собственной пользы. Особенно важно обладать пониманием основных экономических процессов, ведь от того, насколько адекватно мы оцениваем происходящее вокруг нас, зависит благосостояние наших семей. Сегодня мы рассмотрим понятие капитализации – что это такое, в каких формах происходит капитализация и для чего она вообще нужна. А также рассмотрим понятие капитализации банковского вклада.,

По-простому говоря, капитализация – увеличение капитала бизнеса или предприятия, то есть увеличение ресурсов и средств бизнеса, которые участвуют в обороте для получения прибыли.

Капитализация банковского вклада – периодическое прибавление процентов к исходной сумме депозита (вклада), с последующим начислением процентов уже от суммы вклада с начисленными процентами, а не от базовой. То есть, начисление процентов с процентов, а не только с основной суммы вклада.

Капитализация – общее понятие

Целью любой предпринимательской деятельности – производства, финансовых операций, оказания услуг – является получение прибыли, а для того, чтобы заниматься предпринимательством, необходим хотя бы небольшой капитал – средства и ресурсы используемые бизнесом для получения прибыли. Если получаемая вами прибыль не тратится на ваши личные нужды, а вкладывается в дело, чтобы оно приносило ещё больше дохода – это и есть капитализация. Этим термином называют переход части финансовой прибыли в состав капитала с целью его увеличения и дальнейшего использования для ведения бизнеса.

Не столь важно, как именно вы будете использовать капитализированные средства. Главное, чтобы они работали и приносили добавочную прибыль. Вы можете закупать на них товары для дальнейшей перепродажи, давать в долг под проценты или приобрести оборудование и открыть новый промышленный цех.

Кроме того, экономисты называют капитализацией действия по оценке активов и финансового состояния компании, определению размеров её капитала. Это необходимо в тех случаях, когда предприятие собирается привлечь для увеличения капитала сторонних инвесторов, либо когда запланировано слияние двух компаний, для чего требуется объективно определить доли будущих совладельцев в совместном бизнесе.

Капитализация предприятий и её формы

Эффективно работающему предприятию свойственно развиваться, т.е. увеличивать линейку продукции, наращивать объёмы производства, открывать филиалы и осваивать новые рынки сбыта. Всё это становится возможным только при условии постоянного или периодического увеличения капитала, которое становится возможным, прежде всего, за счёт прибавления получаемой прибыли к основному капиталу, т.е. капитализации.

Специалисты в сфере экономики говорят о трёх основных формах, в которых проявляется капитализация предприятий, идущих по пути использования собственных финансовых  источников: о рыночной, маркетинговой и реальной капитализации. Рассмотрим особенности каждой из форм и экономические механизмы, которые они используют.

Что такое реальная капитализация

Итогом деятельности эффективно работающей компании является её прибыль, часть которой, как правило, реинвестируется, т.е. направляется на расширение и развитие производства. В финансовых отчётах это отображается как рост оборотных либо внеоборотных активов, а нередко и тех, и других одновременно. В переводе с языка бухгалтерии, это означает, что, расходуя полученную прибыль, компания строит новые здания, приобретает станки и оборудование, а также покупает сырьё и материалы, что в дальнейшем служит к увеличению доходов.

В результате увеличивается её реальный капитал – прибыль капитализируется, результатом чего становится увеличение стоимости материальной базы предприятия. Компания становится более устойчивой с точки зрения финансов, а кроме того, рост активов повышает доверие к ней кредиторов и увеличивает рыночную стоимость.

Таким образом, реальная капитализация – преобразование части прибыли в дополнительные ресурсы и средства предприятия, то есть реальное увеличение капитала.

Особенности маркетинговой (субъективной) капитализации

В действительности реальная капитализация оказывается эффективной только до определённого уровня, после достижения которого большинство предприятий нуждаются в проведении активных рекламных кампаний. Грамотный маркетинг способствует увеличению рыночной оценки предприятия без существенной прибавки капитала, т.е. происходит отрыв рыночной оценки от реальной стоимости. При этом растёт, в первую очередь, нематериальная часть баланса, в том числе:

  • стоимостное выражение её делового имиджа и репутации;
  • стоимостное выражение брендов, которые принадлежат предприятию;
  • стоимостное выражение изобретений, патентов, ноу-хау компании;
  • созданные сотрудниками либо приобретённые на стороне предметы интеллектуальной собственности, выраженные в денежном эквиваленте.

Так как перечисленные аспекты реально влияют на доходы и стоимость компании, то их надо как-то учитывать. Поэтому в балансе компании увеличение нематериального имущества отображается:

  • в пассиве увеличением добавочного капитала;
  • как нераспределённая прибыль в финансовых результатах;
  • как рост уставного капитала с перерегистрацией документов.

Всё перечисленное приводит к прибавлению собственного капитала в отчётности фирмы. Что характерно, капитализация происходит по инициативе собственного менеджмента. Её именуют маркетинговой, или субъективной, поскольку для нематериальной собственности используется договорная, или субъективная оценка. Хотя субъективная капитализация благотворно влияет на финансовое положение предприятия, следует понимать, что изменение конъюнктуры рынка или других внешних условий нематериальные активы могут существенно просесть в цене.

По-простому говоря, маркетинговая капитализация – это деловой имидж и достижения компании – нематериальный капитал, который увеличивает рыночную стоимость предприятия.

Рыночная (фиктивная) капитализация компаний

На рыночную стоимость предприятия с акционерным капиталом оказывает существенное влияние биржевая стоимость его акций. Чем выше котируются акции предприятия, тем дороже оно может быть продано и тем выше его независимая оценка. Более того, рост стоимости акций находит своё отражение в балансе, причём его активная часть увеличивается за счёт прибавления стоимости вложений, а пассив отображается ростом добавочного капитала.

Отличие рыночной формы от маркетинговой заключается в том, что к росту капитала приводят не внутренние факторы, а итоги биржевых торгов. На стоимость акций оказывают влияние как объективные факторы, так и субъективные представления участников рынка, однако роль субъективных факторов в данном случае минимальна. Капитал, выраженный в ценных доходных бумагах, экономическая теория именует фондовым, или фиктивным, поскольку за ним не стоят реальные активы, выраженные в имуществе. Соответственно, капитализация, сложившаяся по итогам биржевых операций на фондовом рынке, именуется рыночной, или фиктивной.

Простыми словами, рыночная капитализация – стоимость компании на фондовом рынке, то есть капитал, представленный акциями компании.

Как капитализируется имущество и расходы компаний

Наращивание компанией имущественных внеоборотных активов принято называть капитализацией её имущества. Имущество, входящее в категорию капитального – здания, земельные участки, оборудование, транспорт – составляет наиболее привлекательные с точки зрения ликвидности активы, поэтому его охотно принимают в качестве обеспечения любых сделок и финансовых операций. Кроме того, капитальное имущество составляет наибольшую долю реальных имущественных активов любого предприятия.

Что касается нематериальной собственности, то она представляет собой наиболее перспективную с точки зрения роста часть внеоборотного имущества, поэтому участвует в капитализации. Сюда принято относить наработанную базу клиентов, собственные стратегии маркетинга, бренды и торговые марки, патенты и ноу-хау, результаты исследований, репутацию и узнаваемость компании, сформировавшийся коллектив квалифицированных сотрудников, связи с поставщиками и покупателями, а также ряд иных факторов. Всё это находит свою оценку при определении стоимостных показателей компании и отражается в её балансе, а значит, служит одним из инструментов капитализации её имущества.

И материальные ресурсы (здания, техника, сырье и др) и нематериальные ресурсы (бренд, ноу-хау, деловые отношения) составляют капитал компании. Развитие и наращивание этих ресурсов будет называться капитализацией имущества.

В том случае, когда часть текущих затрат предприятия может быть переведена в капитальные расходы, можно говорить о капитализации расходов. В качестве примера обычно используют затраты на проведение рекламной кампании, которые обычно воспринимают как текущие расходы. Однако итогом действий в этом случае становится создание популярного, узнаваемого бренда, который вполне может быть учтён в качестве нематериального актива и соответствующим образом оценен. Поскольку возможна амортизация нематериальных активов, то его стоимость частично переносится в стоимость производимой компанией продукции/услуг.

По-простому говоря, капитализация расходов – траты на увеличение капитала компании, рассчитанные на то, чтобы получать больше прибыли.

Однако стоимость бренда, в отличие от многих других нематериальных активов, не обнуляется при окончании амортизационного периода, а зачастую даже возрастает. Соответственно, его оценка, как нематериального актива, обычными способами затруднительна. Для этого необходима особая процедура, включающая оценку и периодические переоценки для выяснения его текущей стоимости. В итоге, расходы на рекламу превращаются в актив, увеличивающий капитализацию компании, т.е. можно говорить о капитализации расходов.

Оценка капитализации

В экономике капитализацию компании оценивают при помощи множества специфических показателей. Наиболее часто для этого используют показатели ставки капитализации и коэффициента капитализации.

Ставкой капитализации компании называют отношение её текущей рыночной стоимости к чистому доходу, полученному компанией за весь год. Ставку капитализации обязательно указывают в общей оценке имущества предприятия. Она позволяет оценить, насколько выгодной покупкой будет эта компания, и как быстро инвестор сможет рассчитывать на доходы от её деятельности. При стабильно растущем доходе ставку капитализации вычисляют с учётом темпов роста. Если же доход колеблется, то вырастая, то снижаясь, для оценки используют методику дисконтированного денежного потока. В тех случаях, когда ставка капитализации снижается для большинства предприятий страны или региона, это является признаком стагнации либо даже спада рынка.

Коэффициентом капитализации называют показатель, оценивающий отношение кредиторской задолженности компании (только долгосрочной) к совокупным размерам источников финансирования, которые в качестве одной из составных частей включают собственный капитал компании. Этот финансовый параметр показывает, насколько достаточным источником финансирования для предприятия является его собственный капитал.

Существуют и другие показатели, позволяющие оценить не только общий уровень капитализации, но и его составляющие, но основное внимание уделяется двум вышеперечисленным параметрам.

Капитализация в банковском деле

Одним из важнейших показателей надёжности финансового учреждения служит его капитализация. Так принято называть оценку стоимости банка, которая выводится из следующих параметров:

  • основного капитала;
  • оборотного капитала;
  • рыночной капитализации, определяемой с учётом акций и облигаций, выпущенных банком;
  • размера ежегодной прибыли банка.

Показатель капитализации не является постоянным из-за колебаний рыночной стоимости ценных бумаг, однако его величина, как правило, напрямую связана с надёжностью кредитной организации. Практически всегда при расчёте рейтинга банка показатель капитализации берётся в основу оценки.

Как правило, банковских клиентов интересует не только надёжность, но и результаты размещения их финансовых сбережений в том или ином банке, особенно когда речь идёт о долгосрочных депозитах. Существует две методики начисления процентной ставки, которые коротко определяются как капитализация вклада и капитализация процентов.

Капитализация банковского вклада

В том случае, когда вы размещаете свои сбережения в банке на условиях срочного депозита, начисляемые по вкладу проценты зачастую добавляют к телу вклада без права их снятия. Ваши сбережения растут с каждым годом, или с каждым месяцем, в зависимости от периодичности, с которой вам насчитывают проценты. Такое размещение называют вкладом с капитализацией. Его особенности:

  • деньги лежат в банке на депозитном счёте в течение определённого срока;
  • вы не можете снимать часть средств или всю сумму полностью без потери процентных начислений;
  • часто банк разрешает пополнение вклада в течение срока действия депозита;
  • проценты насчитываются на исходную сумму в течение всего срока действия депозита;
  • проценты переводятся на тот же депозитный счёт, и по окончании договора вы снимаете всю сумму вклада с процентами.
По-простому говоря, капитализация вклада – периодическое прибавление процентов к сумме вклада (к депозиту) и дальнейшее начисление процентов от суммы с процентами, а не от стартовой.

Пример. Если ваш вклад с капитализацией 10000 рублей, с условием начисления 1% каждый месяц, то со второго месяца вы получаете процент уже не с положенных на депозит 10000 рублей, а с 10100 рублей (10000 + 1%) – то есть, с базовой суммы депозита и начисленных на нее процентов; с третьего – с 10201 (10100+1%) – то есть с суммы депозита, полученного от последнего начисления процентов и так далее.

Процентные начисления по вкладу капитализируются, прибавляясь к основной сумме, а не поступают на отдельный счёт, и вы не можете их тратить до окончания срока депозита.

Капитализация процентов по вкладу

Согласно условиям некоторых вкладов, проценты, которые вам насчитывает банк, капитализируются в течение всего срока, т.е. добавляются к основной вложенной вами сумме и в дальнейшем тоже участвуют в начислении процентов. Это означает, что ваш «капитал», т.е. сбережения, которые вы положили на депозит, с каждым месяцем или с каждым годом увеличивается, и начисленные проценты тоже начинают работать на вас.

Простыми словами, капитализация процентов по вкладу – получение процентов с процентов по вкладу (депозиту), которые периодически прибавляются к исходной сумме депозита. Таким образом, капитализация процентов происходит при капитализации банковского вклада.

Вклады с капитализацией процентов более выгодны вкладчикам, чем обычные депозиты, так как итоговая сумма по окончании договора получается несколько большей, чем при обычных условиях.

Вывод

В статье простыми словами рассказано, что такое капитализация. Мы рассмотрели общее понятие, формы и оценку капитализации предприятий. Практически рассмотрели понятие капитализации банковского вклада и процентов.

Какие у вас остались вопросы? Спрашивайте в комментариях.

Статья была Вам полезна?

Поставьте оценку - поддержите проект!

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...



Комментарии пользователей

Нет комментариев