Что такое анафора?

Что такое анафора
Автор: Костильен Пелих / Опубликовано:11.04.2019 / Последнее обновление: 11.04.2019

Анафора – повторение звуков или слов в начале двух или нескольких строк (предложений, отрывков текста в прозаическом произведении). Применяется в стихотворном творчестве, прозе и ораторском искусстве. Прием является одной из стилистических фигур. Термин пришел в наш язык из древнегреческого, его можно перевести как «повторение», «одинаковое начало».

Анафоры применяются для передачи эмоциональных оттенков, акцентирования самых важных мыслей. Использование анафоры, как правило, приводит к созданию атмосферы поэтической возвышенности. В ораторском искусстве прием позволяет сделать речь более эффективной, донести ключевые моменты речи до слушателей и эмоционально воздействовать на них.

Примеры анафоры в поэзии и прозе

При использовании этого стилистического приема, строки стихотворения, предложения или отрывки текста начинаются с одних и тех же или похожих слов. Не стоит путать анафору с эпифорой. Несмотря на схожесть звучания, эпифора – полная противоположность анафоры и заключается в повторении звуков, слов и словосочетаний в конце сток, предложений или отрывков текста.

Типичный пример анафоры можно встретить у А.С. Пушкина:

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел…

Как видим, в этом примере одно и то же слово повторяется в начале каждой строки.

В прозе прием выглядит аналогично:

Мы хотим, чтобы всем было хорошо. Мы хотим, чтобы можно было называть всех соседей друзьями. Мы хотим и сделаем все для процветания нашей страны и счастья для всех ее жителей. – И. А. Егоров.

В приведенном примере с одних и тех же слов начинаются смежные предложения. Здесь прием вносит некоторый элемент предсказуемости, благодаря которому смысл фразы легко уловить, даже если речь произносится на площади, где оратора плохо слышно. Анафорой можно также назвать тот случай, когда с одних и тех же слов начинаются, например, разные абзацы текста, главы или даже разделы книги.

Разновидности анафоры

Анафора, в зависимости от того, какой элемент повторяется, делится на несколько видов:

Звуковая. В данном случае имеется ввиду повторение не целого слова, но нескольких звуков в начале строки или предложения:

Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища. – А.С. Пушкин.

Морфемная. Морфемы – то, из чего состоит слово, то есть приставка, корень, суффикс и так далее. В отличие от звуковой анафоры, которая может повторять случайные звуки, здесь повтор привязан к повторяющимся морфемам. Но все же повторяется не все слово целиком:

Черноглазую девицу,
Черногривого коня. – М.Ю. Лермонтов.

Лексическая. Повторение лексических единиц, то есть слова или нескольких слов:

Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза. – С.А. Есенин.

Синтаксическая. Синтаксис изучает способы соединения слов внутри предложения. Отсюда следует, что синтаксическая анафора – повторение целых синтаксических конструкций. Прием часто используют в стихах:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
А.С. Пушкин.

Строфическая. Строфа в поэзии – это единая по ритму и содержанию часть стихотворного текста. Таким образом, характерной чертой строфической анафоры является повторение слова в начале двух или более строф:

Земля!..
От влаги снеговой
Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
Земля!..
Она бежит, бежит
На тыщи верст вперед,
Над нею жаворонок дрожит
И про нее поет. – А.Т. Твардовский.

Строфико-синтаксическая. Синтаксический и строфический приемы объединяются в одно целое, происходит повторение определенных синтаксических конструкций в начале двух или более строф:

Пока не жаждет пулемет
Распотрошить людскую гущу,
Живет и здравствует омет
Средь мельниц, урожай жующих.

Пока не страждет командарм
Рассечь врага одним ударом,
Амбары полнятся недаром
Полей золотоносным даром.

Н.С. Тихонов.

Ритмическая. На практике встречается очень редко. Благодаря использованию похожих слов в определенных местах, в стихотворении возникает определенный, нужный автору ритм. Обратите внимание на слова прочь, ночь, просится и переносится, они создают ритм в конце строк:

Прошли в те дальние комнаты.
Никак комара не прогонишь ты прочь, —
Поёт и к свету всё просится.
Взглянуть ты не смеешь на лунную ночь,
Куда душа переносится…

А.А. Фет.

Анафоры в поэзии

В поэзию анафора, как и другие стилистические фигуры, привносит яркость, эмоциональность и многогранность. Благодаря ее использованию стихи становятся экспрессивными и передают возвышенные чувства, эмоции автора, его персонажей или происходящих перед нами событий.

Прием часто используют вместе с градацией – нарастанием или убыванием сравнений и образов. Нагнетание сравнений называется климаксом:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
С.А. Есенин.

Убывание называют антиклимаксом:

Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам;
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
О.Г. Бергольц.

Анафорой также называют стихотворения, все слова которого начинаются с одной буквы или звука:

Ленивых лет легко ласканье,
Луга лиловые люблю,
Ловлю левкоев ликованье,
Легенды ломкие ловлю.
В. Смиренский.

В прозе

В прозаических произведениях использовать анафору намного сложнее, чем в стихах. Поскольку любой стилистический прием – это избыточность, применение анафоры в прозе может напоминать тавтологию – нежелательное явление, от которого требуется избавляться в подавляющем большинстве случаев.

Тем не менее многие русские авторы используют этот прием:

Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света. – Л.Н. Толстой.
Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно, и ненавидя. – Ф.М. Достоевский.

Анафора встречается и в Библии:

Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; – Екклесиаст 3:1-2

В жизни

Поскольку прием усиливает эффект от слов, его часто используют в рекламе товаров и услуг. Также прием можно услышать, когда человек обращается к собранию, например, в ходе судебных заседаний.

Как уже упоминалось ранее, прием используется в ораторском искусстве для усиления эффекта от сказанных слов. По сути, анафора используется для передачи эмоционального посыла другим людям, благодаря чему слова производят больший эффект.


Статья была Вам полезной?
Поставьте оценку - поддержите проект!

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично
Загрузка...



Комментарии пользователей

Нет комментариев