Что такое синтаксический параллелизм?

Синтаксический параллелизм
Автор: Костильен Пелих / Опубликовано:10.04.2019 / Последнее обновление: 17.04.2019

Синтаксис отвечает за изучение сочетаний слов в предложениях. Слово параллелизм имеет греческое происхождение и обозначает «находящийся рядом». Исходя из этого, языковеды определяют синтаксический параллелизм как художественный прием, характеризующийся одной и той же схемой построения предложений на определенном участке текста.

Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной, (К. Д. Бальмонт)

Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла. (А.Блок)

Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его.
Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. – Псалом Давида (Библия, Псалтырь, 102 псалом, 1-2 стих)

Синтаксический параллелизм может использоваться как в прозе, так и в стихотворных произведениях, часто сочетается с эпитетами, метафорами, сравнениями, антитезами, анафорами и другими выразительными средствами языка. В «сухих» стилях (научный, официально-деловой) ввиду их специфики встречается не так часто.

Очень часто синтаксический параллелизм можно обнаружить в притчах Соломона:

Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери.
Библия, Притчи 10:1

Ожидание праведников – радость, а надежда нечестивых погибнет.
Библия, Притчи 10:28

Параллелизм (литература)

Параллелизм – одна из стилистических фигур придающих тексту большую выразительность. Конструктивная особенность параллелизма – смежное расположение схожих предложений, их частей, конструкций, фраз, слов. Нередко данная фигура дополняется рифмой, аллитерацией, градацией. Одновременно могут сочетаться разные виды параллелизма: синтаксический и фонетический, ритмический и строфический и др.

Синтаксический параллелизм

Виды параллелизмов с примерами из прозы и поэзии

Языковеды выделяют несколько видов параллельных конструкций. В общем виде, как уже сказано выше, параллелизм сводится в однократному и более повтору фраз, слов, порядка частей речи в предложении, ритма, и даже целых строф в куплетах. В зависимости от того какие элементы текста повторяются выделяют виды параллелизма. Стоит помнить, что нередко в одном и том же случае сочетаются различные виды параллелизма.

Синтаксический параллелизм

В начале предложения размещается обобщающее обстоятельство, далее идут объекты сравнения. Прием используется для усиления обстоятельства, что зачастую необходимо для понимания сюжета. В зависимости от количества проводимых параллелей, бывает одночленным, двучленным и многочленным.

пример синтаксического параллелизма

Для усиления эффекта часто противопоставляют явления природы и внутреннее состояние главного героя.

  • Одночленный – одна параллель (сравнение).

Например, девушка может сказать: “Мой возлюбленный – ясный сокол“. Тут параллель между юношей и соколом, то есть юноша сравнивается с соколом.

А юноша может сказать о своей возлюбленной: “Моя милая голубка” – параллель между девушкой и голубкой.

  • Двучленный  – в конструкции сравниваются или противопоставляются два элемента:

Увижу ль я твой светлый взор?
Услышу ль нежный разговор? (А.Пушкин)

Летал сокол по небу,
Гулял молодец по свету.

Днем слетаются на весеннюю дорогу кормиться все весенние птицы; ночью, чтобы не вязнуть до ушей в зернистом снегу, по той же дороге проходят и звери. – М.М.Пришвин.

Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.
Библия, Притчи 10:4

  • Многочленный фигура содержит несколько сравнений. В примере ниже автор изображает “мы” в четырех образах:

Мыдва грозой зажжённые ствола,

Два пламени полуночного бора,

Мыдва в ночи летящих метеора,

Одной судьбы двужалая пчела“. – А. Ахматова

  • Обратный – если во втором предложении полностью меняется порядок слов.

Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти. –
Библия, Притчи 10:2

Играют волны, ветер свищет. – М.Ю. Лермонтов.

  • Формальный – без связи явлений природы с поступками людей:

“Спрятал улики в землю, а концы в воду“.

Ритмический параллелизм.

Характеризуется повторением одних и тех же рифм и используется для подчеркивания важного участка стихотворного произведения.

За горами, за лесами,

За широкими морями.

Строфический параллелизм.

К строфическому относится повторение одних и тех же или похожих конструкций в соседних строфах или куплетах произведения. Одновременно может иметь место и синтаксическим параллелизмом. Но строфический, в отличие от синтаксического, объединяет в параллельную конструкцию целые строфы или куплеты, то есть более крупные единицы, чем строки; в то время, как синтаксический параллелизм может делать параллельными две строки в пределах одной строфы.

строфический параллелизм

Отрицательный параллелизм.

Отличается от синтаксического параллелизма только тем, что строится на отрицательной аналогии с использованием частицы «не». Как правило, используется только в сочетании с другими приемами.

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон он не бередит,
Не кажется обетованным раем. – А. Ахматова.

Параллелизмы могут использоваться вместе или по отдельности, а также сочетаться с другими художественными приемами. Применение синтаксического параллелизма придает произведению определенную ритмическую структуру.

Другие виды параллелизма

Параллелизм может также быть:

  • Полным – при абсолютном соответствии конструкций.

В лоб целовать — заботу стереть.
В лоб целую.
В глаза целовать — бессонницу снять.
В глаза целую. – М. Цветаева.

  • Неполным – при частичном соответствии.

В огромном городе моём — ночь.
Из дома сонного — прочь. – М. Цветаева.

  • Контактным – при наличии смежных конструкций.

Ржут грифоны, клекчут птицыблещут спицы колесниц,

Плещут водывторят долы звонким криком вешних птиц,

В дальних тучах быстро бьются крылья огненных зарниц. – М. Волошин.

  • Дистантным – если параллельные конструкции разделены другими элементами.

Не стая воронов слеталась
На груды тлеющих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шайка собиралась… – А.С. Пушкин.

Прием в литературе и народном творчестве

Литература подразумевает применение множества художественных приемов для придания произведению яркости и выразительности. Параллелизм – один из наиболее часто встречающихся приемов, особенно в стихотворениях.

Этот прием может затрагивать отдельные слова, словосочетания, куплеты, предложения и даже целые отрывки текста. Прием активно использовался А.С. Пушкиным:

Мимо острова крутого,
Мимо города большого.

«Сказка о царе Салтане».

Параллелизм активно используется в фольклоре. В русском народном творчестве встречается даже одночленный параллелизм, характеризующийся противопоставлением героя и животного. Так, ясный сокол обозначает образ жениха, возлюбленного, хотя автор напрямую может не говорить об этом в тексте.

Использование параллелизма в риторике

Параллелизм используется политиками и известными людьми при составлении речей. Прием призван усилить эмоциональное воздействие слов на людей путем их многократного повторения.

параллелизм в риторике, пример

В качестве примера можно привести предложение, которое вполне мог бы произнести президент:

Пусть каждый, кто осмелится встать у нас на пути знает, что мы победим любого врага, поддержим любого друга, вынесем любые трудности, преодолеем любые преграды во имя нашей великой цели.

Вывод

Параллелизм характеризуется повтором одинаковых или схожих элементов на небольшом участке текста, в одном или смежных предложениях, строках или строфах с целью усиления художественного воздействия. Синтаксический параллелизм – синтаксически схожее или тождественное построение в предложении, строфе, соседних сроках или смежных предложениях. Активно применяется в прозе, поэзии, риторике.


Статья была Вам полезной?
Поставьте оценку - поддержите проект!

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично
Загрузка...



Комментарии пользователей

Нет комментариев