Что такое стилистические фигуры?

Стилистические фигуры
Автор: Костильен Пелих / Опубликовано:11.04.2019 / Последнее обновление: 11.04.2019

Стилистические фигуры – особые конструкции в речи, которые передают эмоциональную окраску и настроение, а также придают тексту образность и экспрессивность. Благодаря этому, их с древности используют в прозе и поэзии. По своему содержанию они избыточны, но это оправдано тем, что они обогащают язык. Благодаря им речь или произведение наделяется художественной выразительностью.

Можно выделить не меньше десятка стилистических фигур – нестандартных оборотов речи, употребляемых в прозе и поэзии.

В различные исторические промежутки эти языковые явления становились объектами изучения Горгия, Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана, Деметрия Фалерского. Последний разделял явление на фигуры речи и фигуры мысли. В античности было принято считать усложнение оборотов речи отклонением от нормы. Языковеды современности же считают, что стилистические фигуры – составная часть языковой нормы, естественное состояние языка.

Виды стилистических фигур

В настоящее время не существует единого подхода к классификации стилистических фигур, границы понятий зачастую размыты. Тем не менее чаще всего к стилистическим фигурам относят следующие конструкции.

Риторическое обращение. Автор обращается к читателям, не надеясь на ответ. Прием используется для подчеркивания различных интонаций, которые хотел передать автор.

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов! – М. Ю. Лермонтов.

Риторический вопрос. Вопрос, не требующий ответа. Передает эмоциональность фразы.

А судьи кто? – А. Грибоедов.

Оксюморон. Сочетание понятий, противоречащих друг другу.

Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив? – С. Есенин.

Анафора. Повторение слова в начале соседних строк.

Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища – А.С. Пушкин.

Эпифора. Такое же повторение в конце строк.

Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? – Н. В. Гоголь

Симплока. Основана на применение анафоры и эпифоры одновременно.<

Молодым везде у нас дорога,

Старикам везде у нас почёт. – В. Лебедев-Кумач.

Аллитерация. Повторение однородных согласных, придающее выразительность.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн. (К.Д. Бальмонт)
Умолчание. Пропуск слова или нескольких слов. Прием используется для вовлечения читателя, которому приходится додумывать смысл фразы.

Хотя страшился он сказать,
Нетрудно было б отгадать,
Когда б… но сердце, чем моложе,
Тем боязливее, тем строже… – М. Лермонтов.

Антитеза. Противопоставление в художественных целях.

Кто был никем, тот станет всем! – Интернационал.

Градация. Группировка автором однородных членов предложения по определенному принципу, благодаря чему происходит нарастание или ослабевание эмоциональной, смысловой окраски, какого-либо признака или действия.

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. – А. Солженицын.

Хиазм. Симметричная перестановка понятий в двух частях одного предложения.

Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя – спроси себя, что ты можешь сделать для страны. – Д. Кеннеди.

Полиптотон. Использование одного и того же слова в разных падежах в одном предложении.

И ведь добро бы остроумие было, хоть бы остроумием, шельмец, обладал, … а то ведь и остроумия нет никакого! – Ф.М. Достоевский.

Многосоюзие и бессоюзие. Многократное использование союзов или часть текста обходится без союзов вовсе.

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду – А.П. Чехов.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет. – А. Блок

Инверсия. Перестановка слов в обратном порядке.

Сегодня у берега нашего бросил свой якорь досель неизвестный корабль. – Н. Гумилёв.

Анаплосис, или удвоение. Использование одной и той же фразы на стыке двух предложений или строк.

Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка. – М. Лермонтов.

Палилогия. Повторение одного или нескольких слов несколько раз.

О тебе, о тебе, о тебе Я тоскую, мое ликованье… – С. Городецкий.

Многообразие стилистических фигур не дает возможности рассмотреть все в рамках одной статьи.

Тропы

Тропы – слова или словосочетания, использованные в переносном смысле. Многие исследователи причисляют их к стилистическим фигурам. Единого мнения касательно классификации, как и в случае с фигурами, у исследователей нет. Обычно к тропам относят:

Метафору.

Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна. – М.Ю. Лермонтов.

Эпитет.

Льстивые ивы и травы поклонные, вольнолюбивого юношу — славьте. – М. Цветаева.

Каламбур.

Я думал, что он товарищ, А он презренная тварь лишь – Н. Глазков).

Гиперболу.

Редкая птица долетит до середины Днепра.
Днепр как дорога без конца в длину и без меры в ширину. – Н.В. Гоголь.

Аллегорию.

Это еще та лисица! (о хитром человеке).

Сарказм.

Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны признать за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты… – А. С. Грибоедов

Иронию.<

Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую. – Н.В. Гоголь.

Существуют и другие разновидности тропов, все виды невозможно упомянуть в рамках одной статьи. Поскольку язык – динамично развивающееся явление, в нем постоянно появляются все новые стилистические приемы. В настоящее время они получили широкое использование не только в письменной, но и в устной речи.


Статья была Вам полезной?
Поставьте оценку - поддержите проект!

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично
Загрузка...



Комментарии пользователей

Нет комментариев